Резолюция «Резолюция cовещания по организации надзора и профилактике ВИЧ-инфекции в Российской Федерации»


Резолюция №9 от 23.11.2005

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
Г.Г. Онищенко


Резолюция
cовещания по организации надзора и профилактике ВИЧ-инфекции в Российской Федерации


11-13 октября 2005 г. в г.Суздаль состоялось совещание по организациинадзора и профилактике ВИЧ-инфекции в Российской Федерации.

Основные задачи, намеченные резолюцией прошлого совещания, состоявшегося 29 сентября – 1 октября 2004 г., выполнены.

По инициативе Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека вопрос «О мерах по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции в России» был рассмотрен на рабочем совещании Совета Безопасности Российской Федерации, прошедшем 17 сентября 2005г. под председательством Президента Российской Федерации. Решением этого совещания за федеральным уровнем ответственности закреплено обеспечение антиретровирусными и диагностическими препаратами всех нуждающихся граждан Российской Федерации.

В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» запланировано многократное увеличение финансирования проблемы ВИЧ/СПИД (2006г. – 3,1 млрд.руб., 2007г.- 7,7 млрд.руб).

В 2005 г. запущены крупномасштабные проекты Глобального Фонда и Всемирного Банка с общим объемом финансирования более 270 млн. доларов США.

Сформирована рабочая группа и проводится работа по разработке концепции и структуры на 2006-2007гг.

Разработаны и утверждены приказами Минздравсоцразвития России стандарты профилактики и оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным (№374 от 30.05.2005 «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям, больным ВИЧ-инфекцией», №375 от 30.05.2005 «Об утверждении стандарта профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку».

Подготовлено и выпущено Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.042005 №16 «О дополнительных мерах по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации»

Разработаны и направлены в Минздравсоцразвития России предложения по совершенствованию законодательства, касающиеся усиления социальной защиты ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

Совместно с Минобрнауки России завершена работа над «Концепцией превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде» комплексной программой обучения специалистов, занимающихся профилактикой ВИЧ/СПИД в образовательной среде. Разработан и издан комплект учебно-методических пособий по предупреждению наркомании и первичной профилактики ВИЧ/СПИДа у детей и молодежи.

В учреждениях системы Федеральной службы исполнения наказаний внедрены информационно - обучающие программы по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

Также, работа по профилактике ВИЧ-инфекции проводилась в рамках международных программ, с участием различных агентств ООН, Агентства международного развития США, Министерства международного развития Великобритании и других международных организаций и фондов.

По состоянию на 03.10.2005 года в Российской Федерации зарегистрировано свыше 330 тысяч ВИЧ - инфицированных из них более 14 тысяч детей. Среди ВИЧ - инфицированных 80 % составляют лица в возрасте от 15 до 30 лет.

Случаи ВИЧ-инфекции выявлены во всех субъектах Российской Федерации, показатель числа инфицированных ВИЧ на 100 тыс. населения («пораженность») вырос с 121 в 2001г. до 228 на настоящее время, при этом в группе населения в возрасте от 15 до 45 лет он составляет 328.

С начала регистрации наибольшее число ВИЧ-инфицированных зарегистрировано в Свердловской области 27319 человек, Московской -27101, Самарской - 23688, Иркутской - 19377, городах Санкт-Петербурге - 27421 и Москве - 23378.

Среди вновь зарегистрированных ВИЧ - инфицированных у 72% фактором заражения является внутривенное употребление наркотиков. Это явилось следствием резко возросших темпов наркотизации населения. Только за последние пять лет показатель распространенности наркомании в целом по стране увеличился в 1,6 раза и составил в 2004г. 239,6 на 100 тысяч населения.

Вместе с тем, в последние три года начал активизироваться половой путь передачи ВИЧ-инфекции, количество случаев заражения при незащищенном сексуальном контакте между мужчинами и женщинами возросло с 6% в 2001г. до 30% в 2004г., а в Краснодарском крае, Калининградской, Нижегородской и Тверской области до 30% - 40% от общего числа выявленных ВИЧ-инфицированных.

От 30 до 60 % лиц, оказывающих платные сексуальные услуги, являются потребителями инъекционных наркотиков, страдают различными ИППП в том числе сифилисом, вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией.

В общей структуре ВИЧ-инфицированных постоянно возрастает доля женщин детородного возраста. В 2004 г. она превысила 35%. Как следствие этого увеличивается заболеваемость среди беременных - с 300 случаев в 1999г. до 3500 в 2004 г., при этом у многих из них ВИЧ-инфекция выявляется только при поступлении на роды.

Отмечается интенсивный рост количества ВИЧ-инфицированных в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний с 7,5 тысяч в 1999 г. до 35 тысяч в 2004г. После выхода на свободу ВИЧ-инфицированные зачастую скрывают свой диагноз, не обращаются в лечебно-профилактические учреждения и выпадают из поля зрения эпидемиологов.

Вместе с тем, несмотря на значительный рост общего числа случаев заражения ВИЧ-инфекцией проводимая в стране работа по противодействию ее распространения позволила удержать эпидемию сконцентрированной, в основном, в уязвимых группах населения, сдержать массовый выход инфекции в общую популяцию населения.

Составлявшиеся на протяжении последних 10 лет пессимистические прогнозы и ожидания неконтролируемого «лавинообразного» развития ВИЧ/СПИД не оправдались. Реальное число зарегистрированных ВИЧ-инфицированных на начало 2005г. оказалось, по крайней мере, в три раза меньше показателя, рассчитанного на основе экстраполяции значений динамики имевшей место в 2001-2002годах.

Учитывая развитие эпидемической ситуации в России, можно при сохранении объема противоэпидемических мероприятий с высокой долей вероятности прогнозировать стабилизацию числа новых случаев ВИЧ-инфекции в ближайшие 1-2 года на уровне 35-40 тысяч в год, при резком увеличении числа ВИЧ-инфицированных, которые будут нуждаться в антиретровирусной терапии по жизненным показаниям.

Реализация многих организационных и профилактических мероприятий стала возможной в связи с финансированием подпрограммы «Анти-ВИЧ/СПИД» в рамках Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006)гг.

Общий объем финансирования подпрограммы был определен в 2 млрд.778 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 735,2 млн. рублей, остальные за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что финансирование мероприятий по профилактике и борьбе со СПИДом за счет бюджетов субъектов Российской Федерации значительно превысило запланированные цифры. Только за три года (2002-2004) финансирование из региональных бюджетов уже составило более 2млрд. 400 млн. рублей. Кроме того, дополнительные ассигнования выделяются Минобрнауки России, Минобороны России. Все это свидетельствует о коренном изменении отношения к проблеме ВИЧ/СПИДа.

В 2005 году в России успешно начали свою реализацию ряд крупных проектов:

- проект по профилактике и борьбе со СПИДом в рамках займа Международного банка реконструкции и развития стоимостью 46,8 млн. долларов.

- проект Консорциума неправительственных организаций «Глобус» Общая сумма средств, выделенных Глобальным фондом по этому проекту, составляет 88 млн. долларов.

В марте 2005 года Глобальным Фондом был выделен грант в размере 120 млн. долларов США для обеспечения доступности антиретровирусной терапии больным ВИЧ-инфекцией на период 2005-2009гг. Работа по данному проекту уже начата.

В решении проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом все активнее стала принимать участие Русская Православная Церковь. 8 сентября 2005г. состоялась презентация перед широкой общественностью одобренной Священным Синодом «Концепции участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом». В концепции отражены богословские и этические аспекты болезни, задачи по организации церковной работы и вопросы сотрудничества с государством и обществом в деле нравственного воспитания подрастающего поколения и оказании помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом.

Следует отметить рост количества и качества осуществленных действий и мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблеме, информирования населения и лиц, принимающих решения на всех уровнях власти, профилактическую работу и оказание медицинской помощи в новые качественные изменения.

В первую очередь это касается понимания значимости проблемы ВИЧ/СПИД на уровне высшего руководства страны и тому вниманию, которое оно уделяет этой проблеме в настоящее время.

Помимо состоявшегося 17 сентября 2005 года совещания Совета Безопасности Российской Федерации, на котором были приняты решения по увеличению финансирования мер, направленных на борьбу с эпидемией ВИЧ/СПД в Российской Федерации, принято решение о проведении в январе 2006 года Государственного Совета Российской Федерации по этому вопросу.

Программа совещания стран «Восьмерки», которое состоится в 2006 году в Москве, также предусматривает обсуждение различных аспектов проблемы ВИЧ/СПИД и принятие ряда решений по дальнейшему совершенствованию средств и методов борьбы с пандемией.

Укрепление и развитие гражданского общества и в первую очередь расширение сети негосударственных организаций, занимающихся самыми различными вопросами ВИЧ/СПИДа, также оказало прямое влияние на коренное изменение отношения к проблеме ВИЧ/СПИДа во всех слоях общества.

В настоящее время, когда на высшем уровне принято решение о резком увеличении финансирования и в страну пришли большие инвестиции, возникает принципиально новая задача - эффективно и полностью освоить эти средства. Необходимо суметь организовать работу так, чтобы поступающие средства не были потрачены впустую или остались бы не использованными.

В первую очередь этот касается обеспечения доступности антиретровирусной терапии всем нуждающимся в ней.

По имеющейся оценке, в настоящее время получают антиретровирусную терапию за счет всех возможных источников не более 4-5 тысяч ВИЧ-инфцированных в то время, как реально нуждаются в терапии не менее 18000 человек.

По расчетным данным получать антиретровирусную терапию должны 25-30 тысяч ВИЧ-инфицированных, однако 50-60% из них, находится вне поля зрения медиков, т.к. являются активными потребителями наркотиков и не проявляют необходимой заинтересованности в лечении. Работа по выявлению таких лиц, привлечение их к лечению в подавляющем большинстве регионов не налажена.

Сложившаяся в Российской Федерации практика работы в условиях недофинансирования программных мероприятий по профилактике и лечению больных ВИЧ/СПИДом, давала возможность руководителям здравоохранения и в первую очередь службы СПИДа, ссылаясь на объективные трудности работы с уязвимым населением, отсутствием в бюджетах всех уровней средств, препаратов для лечения больных ВИЧ/СПИД, считать нормальным явлением, когда выявленные ВИЧ-инфицированные годами не обращались в центр за медицинской помощью. В результате сегодня мы все чаще сталкиваемся с больными, пришедшими в Центр в тяжелых стадиях ВИЧ-инфекции.

Вступление в действие ФЗ № 122 от 22.08.04. позволило улучшить состояние дел с обеспечением лекарственными препаратами лиц, имеющих инвалидность, больных ВИЧ/СПИДом. Однако количество поставленных препаратов (около 7,2 тыс. упаковок препаратов 14 наименований) свидетельствуют том, что в полную меру этот механизм, повышения доступности препаратов, еще не работает.

Особенно остро стоит проблема получения медицинской помощи ВИЧ-инфицированными наркопотребителями. В первую очередь это касается формирования и закрепления приверженности их к лечению. Обеспечение этой работы является прямой обязанностью Центров по профилактике и борьбе со СПИД совместно с наркологической службой.

Практика показала, что для оказания качественной и эффективной помощи ВИЧ-инфицированным наркопотребителям в условиях стационара необходимо создание специальных условий содержания этих больных, а именно, создание специализированных реабилитационных отделений на базе наркологических стационаров с подготовленным персоналом и специально разработанным режимом. Необходимо также обеспечить преемственность в работе амбулаторной и стационарной наркологической службы, как в плане активного выявления ВИЧ-инфицированных наркопотребителей и вовлечения их в наркологическое лечение, так и в плане их последующего сопровождения.

Для обеспечения приверженности лечению ВИЧ-инфицированных наркопотребителей в амбулаторных условиях целесообразно формировать группы пациентов, нуждающихся в АРВ-терапии и закреплять за ними команду специалистов, в ответственность которых будет входить исключительно формирование и сохранение приверженности.

Несмотря на проводимую организационную и научно-методическую работу, неудовлетворительно обстоят дела с работой по профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. Коэффициент передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку в среднем составляет по разным территориям от 3% до 6,2% . Тогда как, при правильной постановке работы он должен быть не выше 1-3%..

На большинстве территорий ежегодно обследования на ВИЧ проводятся в больших объемах без учета действующего законодательства и эпидемиологических показаний. В тоже время представители уязвимых групп, играющих наиболее важную роль в распространении инфекции в значительной части выпадают из поля зрения медицинских работников. Проведенные исследования показали, что только около 10% от общей численности указанных групп обследуется на ВИЧ-инфекцию.

Увеличение числа лиц, подлежащих антиретровирусной терапии, требует проведения лабораторных обследований с целью выяснения необходимости назначения терапии (состояние иммунного статуса и вирусной нагрузки).

Остается чрезвычайно острой проблема социального сиротства в семьях, где ВИЧ-инфицированы один или оба родителя. По данным исследований в России за последние годы остались без попечения родителей около 10%. таких детей. Из них (по состоянию на 2003 г.) более половины (53,9%) проживали в домах ребенка, примерно треть (29,5%) находились в больницах, и, только 16,6% проживали в семьях на различных условиях, включая усыновление, опеку, а также приемные и патронатные семьи.

Центры СПИДа совместно с Центрами планирования семьи, программами снижения вреда должны организовать работу по информированию лиц из групп риска о методах контрацепции и возможности получения химиопрофилактики для предотвращения передачи ВИЧ-инфекции ребенку.

Одним из наиболее важных направлений предупреждения распространения ВИЧ-инфекции в стране является работа с целевыми группами населения.

В первую очередь, это профилактическая работа в рамках проектов снижения вреда среди потребителей наркотических средств и лиц, оказывающих платные сексуальные услуги. Стратегия снижения вреда направлена на сокращение вредных последствий употребления наркотиков для всех потребителей, и для тех, кто просто экспериментирует с ними, и тех, кто вынужден употреблять наркотики в силу физической зависимости. Самой важной задачей этих программ является установление и поддержание контакта с потребителями наркотиков с целью оказания им помощи. Отказ от употребления наркотиков должен быть конечной целю в серии задач программ снижения вреда, задач, направленных на сокращение вредных последствий, возникающих в результате их употребления.

Эпидемиологические исследования, проводимые в обязательном порядке в рамках этих проектов, свидетельствуют, что у большинства участников отмечается снижение рискованной практики совместного употребления инфекционного инструментария, многие из них, получив направления, обращаются в инфекционные стационары, кожно-венерологические диспансеры, программы лечения и реабилитации наркозависимости.

Исходя из сложившейся в настоящее время политической, экономической и эпидемической ситуаций участники совещания считают необходимым:

1. Усилить координацию действий по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции на уровне федеральных органов исполнительной власти, внутри системы здравоохранения, на уровне межведомственного взаимодействия в субъектах Российской Федерации, укрепить взаимодействие с российскими и международными организация, сообществом людей, живущих с ВИЧ/СПИД .

2. Разработать концепцию подпрограммы «Анти-ВИЧ/СПИД» на 2007-2011 гг. Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» на 2007 - 2011гг. с привлечением к работе международных организации, представителей субъектов Российской Федерации, сообщество людей, живущих с ВИЧ/СПИД.

3. Определить потребности и необходимые объемы закупки диагностических тест-систем для выявления ВИЧ – инфекции и лекарственных препаратов, обеспечение ими субъектов Российской Федерации.

4. Разработать технические задания для реализации проектов по профилактике ВИЧ/СПИД в рамках «Приоритетного национального проекта «Здоровье».

5. Внедрить систему мониторинга проводимых мероприятий в рамках «Приоритетного национального проекта «Здоровье», с участием всех заинтересованных министерств, ведомств и организаций.

6. Обеспечить повышение доступности медицинской помощи больным ВИЧ/СПИД, организацию полноценного диспансерного наблюдения, лечения, контроля качества и эффективности проводимого лечения, а также проведения профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку.

7. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением с целью улучшения лечебно-диагностической помощи ВИЧ-инфицированным больным:

- принять меры по повышению уровня охвата диспансерным наблюдением зарегистрированных ВИЧ-инфицированных и обеспечению своевременной диагностики стадий ВИЧ-инфекции, используя при необходимости специалистов из общей сети лечебно-профилактических учреждений по месту жительства пациентов, активизировав работу по подготовке врачей КИЗов, участковых терапевтов, врачей инфекционных отделений стационаров к ведению ВИЧ-инфицированных больных;

- обеспечить совершенствование лабораторной базы с целью улучшения качества диагностики ВИЧ-инфекции и оппортунистических заболеваний, шире применять диагностические тест-системы нового поколения, в том числе выявляющие одновременно антиген и антитела к ВИЧ, что способствует более раннему выявлению заболевания, позволяет своевременно решать вопрос о назначении антиретровирусной терапии и в конечном счете оказывает прямое влияние на снижение темпов распространения ВИЧ-инфекции;

- организовать обучение на центральных базах врачей клинического профиля службы СПИДа и специалистов общей лечебной сети навыкам проведения антиретровирусной терапии, консультирования ВИЧ-инфицированных пациентов с целью оценки их уровня готовности и повышения приверженности АРВТ;

- развивать работу групп поддержки и самопомощи ВИЧ-инфицированных пациентов в области формирования и поддержания приверженности АРВТ;

- организовать проведение мероприятий по созданию, развитию и поддержанию системы психосоциального консультирования беременных женщин по вопросам ВИЧ-инфекции, а ВИЧ-позитивных женщин - по вопросам предупреждения незапланированной беременности;

- усилить контроль за неукоснительным соблюдением приказа Минздрава России № 50 от 10.02.2003 об обязательном двукратном обследовании всех беременных на ВИЧ-инфекцию;

- уделять больше внимания подготовке медицинского персонала, обеспечению поддержки и развития неправительственных организаций, и в первую очередь организаций взаимопомощи и поддержки людей, живущих с ВИЧ/СПИД.

- провести дополнительное обучение специалистов лечебной и диагностической службы Центров СПИДа, инфекционных больниц, КИЗов и наркологической службы, предусмотреть возможность работы команды специалистов (включая врача-инфекциониста, психолога, социального работника) по повышению приверженности лечению среди больных ВИЧ/СПИД. Обеспечить подготовку таких команд не только в Центре СПИДа, но и в ЦРБ, а также развивать систему социального сопровождения людей, живущих с ВИЧ/СПИД.

- принять меры по профилактике социального сиротства, путем работы с ВИЧ-инфицированными беременными на дородовом этапе и после рождения ребенка, профилактика отказов от ребенка, в том числе отсроченных во времени, разработка и реализация мер по социальной поддержке семей, имеющих детей, с перинатальным контактом и ВИЧ-инфицированных.

- Шире привлекать общественные и некоммерческие структуры к реализации государственных (муниципальных) проектов и включать в систему предоставления общественно значимых услуг, финансируемых государством по противодействию распространению ВИЧ/СПИД. Обеспечить возможности для непосредственного участия неправительственных организаций в реализации как федеральных, так и местных программ по профилактике и борьбе со СПИД.

8. Считать особо важной проблемой отношение к людям, живущим с ВИЧ-инфекцией. Стигма и дискриминация представляют собой серьезнейшие препятствия для медицинского ухода за больными и осуществления эффективной профилактики этой инфекции. Борьба с проявлениями стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных является неотъемлемой задачей как Центров по профилактике и борьбе со СПИД, так и органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

9. Организовать и провести в 2006г. международную конференцию «ВИЧ/СПИД в Восточной Европе и Центральной Азии».