Об итогах работы Консультационного центра и пунктов для потребителей

За 2020 год Консультационным центром и пунктами для потребителей было оказано 5090 консультаций. Из них: 978 - на личном приеме, 4081 - по телефону «горячей линии», 31 - с использованием электронных средств связи.

Структура обращений в Консультационный центр и пункты для потребителей

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» за 2020 год:

 

 

 

Соотношение консультаций по видам и сферам деятельности, оказанных потребителям Консультационным центром и пунктами для потребителей в 2020 году:

Типичными нарушениями прав потребителей в 2020 году явились:

  • продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг ненадлежащего качества (нарушение статьи 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», пункта 8 постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации»);

  • отказ либо неисполнение законных требований потребителя, установленных законодательством о защите прав потребителей (нарушение статей 18, 28, 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», пункта 9 постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», пункта 27 постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»);

  • непредоставление потребителю возможности ознакомления с договором (отсутствие образцов договоров), в частности, договор бытового подряда (нарушение пункта 3 постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации»);

  • незаключение с потребителем договора бытового подряда/неоформление письменного договора с потребителем (нарушение пункта 4 постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации»);

  • отсутствие в договоре обязательных условий в соответствии с действующим законодательством о защите прав потребителей (нарушение пункта 4 постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации»);

  • недоведение до потребителя полной и достоверной информации о продавце, изготовителе, исполнителе (нарушение статьи 9 Закона РФ «О защите прав потребителей», пункта 2 постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации»);

  • недоведение до потребителя полной и достоверной информации о товаре, работе, услуге (нарушение статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», пункта 3 постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации», пункта 11 постановления Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»);

  • включение в договор условий, ущемляющих права потребителя (нарушение статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

 

В 2020 году в Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области» поступило множество обращений граждан с жалобами на продавцов, осуществляющих продажу различных приборов, которые рекламируются как зарегистрированные медицинские приборы, и иные изделия медицинского назначения, имеющие якобы уникальные по своей необычайной эффективности лечебные свойства. К подобным приборам в частности относятся «массажные накидки».

Массажные накидки реализовывались потребителям путем проведения презентаций, куда «зазывались» в основном лица пенсионного возраста. Затем людям рассказывали о чудодейственных свойствах этих накидок. Через 2-3 часа психологической обработки потребителям «подсовывали» кредитные договоры и договоры купли-продажи указанного товара. При этом стоимость накидки была завышена в 10 раз по сравнению с аналогичными накидками, продаваемыми в обычных магазинах. Продавцы уверяли, что потребители вправе в любой момент вернуть товар. Однако в дальнейшем найти продавцов оказывалось для потребителей затруднительно, что делало возврат невозможным. Помимо всего прочего на продаваемые массажные накидки отсутствовала информация об изготовителе, его адресе и другая обязательная информация, подлежащая доведению до потребителя.

Отметим, что обман потребителей достаточно часто происходил именно на так называемых семинарах – разовых акциях продаж в арендованных помещениях. Гастрольные продавцы вышеуказанных приборов часто используют данный способ реализации своих некачественных товаров.

В ходе оказания консультативных услуг потребителям были подготовлены документы.

 

Структура подготовленных Консультационным центром и пунктами для потребителей документов за 2020 год:

Совокупное количество проведенных в 2020 году Консультационным центром и пунктами для потребителей горячих линий по различным вопросам защиты прав потребителей составило 154. Количество тематических горячих линий - 22.

 

КОНСУЛЬТАЦИЮ  по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить  в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни).