Доклад о правоприменительной практике, типовых и массовых нарушениях обязательных требований за 2018г.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

 

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей

и благополучия человека по Рязанской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

О правоприменительной практике, типовых и массовых нарушениях

обязательных требований за 2018г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань · 2019

 

О правоприменительной практике, типовых и массовых нарушениях

обязательных требований

 

 

Настоящий доклад о правоприменительной практике, типовых и массовых нарушениях обязательных требований за 2018г. подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно - надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. № 7, и приказом Роспотребнадзора от 12 декабря 2016 г. № 1218 «О порядке организации проведения в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга правоприменения». 

Обзор правоприменительной практики и перечень типичных нарушений подготовлен по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области (сокращенное наименование – Управление Роспотребнадзора по Рязанской области) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на основании Положения, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012г. №732 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области». 

Правовые основы деятельности Управления установлены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Управление осуществляет свою деятельность на территории Рязанской области непосредственно и через территориальные отделы во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Рязанской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Рязанской области осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.

При реализации функций по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Рязанской области руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, актами Роспотребнадзора.

 

 

 

 

Правоприменительная практика законодательства

об организации и проведении государственного контроля (надзора) в

установленной сфере деятельности

 

Деятельность Управления Роспотребнадзора по Рязанской области по осуществлению государственного контроля (надзора) в 2018 году способствовала предупреждению, выявлению и пресечению нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Реализовывалась приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности», проведены мероприятия, направленные на переориентирование надзора, реализацию комплекса профилактических мероприятий, предупреждение нарушений обязательных требований, внедрение новых форм контроля (надзора), в том числе не требующих взаимодействия с проверяемыми субъектами, а также на повышение прозрачности деятельности при проведении плановых и внеплановых проверок. 

Внедрялось новое направление осуществления контроля (надзора) - не за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а за продукцией в обороте с учетом рисков потенциального причинения вреда здоровью населения.

Приоритетным направлением по совершенствованию планирования и осуществления контрольно – надзорной деятельности Управления Роспотребнадзора по Рязанской области являлась реализация Федерального закона от 03.07.2016г. №277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации»: размещение на официальном сайте в сети Интернет перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; реализация комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований; внедрение новых форм контроля, осуществляемых без взаимодействия с объектами надзора; выдача предостережений; информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований; внедрение ведомственных информационно-аналитических систем при организации и осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

При организации контрольно - надзорной деятельности в Управлении применен риск - ориентированный подход. Организация контрольно-надзорных мероприятий проводится в соответствии с Правилами и критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016г. №806. Выделены приоритеты и сконцентрированы усилия на проверке объектов предпринимательской деятельности с высоким потенциальным риском причинения вреда, прежде всего, жизни и здоровью человека. Сформированы реестры подконтрольных объектов с использованием ведомственной информационной системы, которые поддерживаются в актуальном состоянии. Подконтрольные объекты в полном объеме распределены по категориям риска, обеспечена доступность информации.

Следствием внедрения риск-ориентированного подхода при планировании стало сокращение плановых проверок. 

Плановые проверки при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в 2018 году не проводились.

 

Всего за 2018г. специалистами Управления проведено 2044 проверки, что на 2,8% меньше, чем в 2017г. – 2102 проверки, из них 738 или 36,1% плановых и 1306 или 63,9% внеплановых (за 2017г. – 804 или 38,2% плановых и 1298 или 61,8% внеплановых). Снижение плановых проверок  произошло на 8,2%.

Результаты проведенных в 2018г. проверок показали, что 95,3% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились проверки, осуществляли свою деятельность с нарушениями действующего санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. На одно ЮЛ, ИП приходится в среднем 4,9 выявленных правонарушений.

По всем проверкам, в ходе которых выявлялись правонарушения, по фактам выявленных нарушений возбуждались дела об административных правонарушениях (100%).

В ходе проведения проверок выявлено 6029 правонарушений: по результатам плановых проверок – 4344 (72,1%), по результатам внеплановых проверок – 1685 (27,9%).

Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области организована деятельность по осуществлению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Проводились предварительные проверки, мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в частности наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и средствах массовой информации, наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо о действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по предоставлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.

За 2018г. выдано 134 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

При проведении плановых проверок предприятий общественного питания и предприятий торговли продовольственной продукцией применялись проверочные листы (списки контрольных вопросов) или чек-листы. Всего за 2018 год чек-листы применены на 75 объектах.

 

Обзор правоприменительной практики за 2018 год.

Типичные нарушения и рекомендации по их устранению «как делать нужно»

 

В подведение итогов работы за 2018г. проанализированы меры административного воздействия, примененные в целях выявления и пресечения нарушений санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, а также законодательства о техническом регулировании Российской Федерации.

Должностными лицами Управления в результате проведенных контрольно-надзорных мероприятий составлено 2984 протокола об административных правонарушениях, применен 51 состав КоАП Российской Федерации.

Удельный вес составленных протоколов по статьям:

  • ст. 6.3 КоАП РФ – 22,6% (нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения),
  • ст. 6.4. КоАП РФ – 18% (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта), 
  • ст. 6.6 – 4,3% (нарушение санитарно- эпидемиологических требований к организации питания населения),
  • ст. 6.7 ч.1 КоАП РФ – 23,6% (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции), 
  • ст. 14.8 ч.1 – 2,5% (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы),
  • ст. 14.15 – 2,7% (нарушение правил продажи отдельных видов товаров),
  • ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ – 8,1% (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов).

73,6% протоколов составлялось в отношении должностных лиц. Показатель составленных протоколов на юридических лиц – 18,7%.

В 15 случаях должностными лицами Управления применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде конфискации товаров и продукции.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях должностные лица Управления руководствуются характером совершенного правонарушения, его обстоятельствами и принципом соразмерности назначаемого наказания в целях предупреждения новых правонарушений, в том числе при рассмотрении учитываются: имущественное и финансовое (материальное) положение лица, наличие обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность, предусмотренную статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ; возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением (в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также их работников за впервые совершенное административное правонарушение) - статья 4.1.1  ч.1 КоАП РФ.

Так, за 2018г. должностными лицами Управления в 425 случаях назначены административные наказания в виде предупреждения, в том числе с применением статьи 4.1.1 ч.1 КоАП РФ – 208, что составляет 48,9% от общего количества вынесенных предупреждений.

Всего, в результате проведенной контрольно-надзорной деятельности за 2018г. Управлением, а также судом (по материалам Управления) за выявленные должностными лицами Управления нарушения требований действующего законодательства 3684 лица привлечены к административной ответственности. 

Применены следующие виды наказаний:

  • административный штраф с конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения – 15 на сумму 82 тыс. рублей;
  • административный штраф – 3671 вынесенных постановлений об административном правонарушении (в том числе судебные постановления) на общую сумму 14356 тыс. рублей;
  • предупреждения – 443;
  • административное приостановление деятельности – 25-ти субъектов.

 

При осуществлении федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора выявлялись нарушения санитарных правил СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», допускаемые организациями общественного питания:

- загрузка пищевых продуктов осуществляется со стороны двора жилого дома, с торца здания под окнами жилых квартир;

- используются контейнерные площадки многоквартирных жилых домов для сбора мусора и общие с ними контейнеры;

- организации общественного питания не оборудованы внутренней системой водоснабжения и канализации;

- канализация организации общественного питания, расположенной в жилом доме, объединена с внутридомовой хозяйственно-фекальной канализацией;

- в организации отсутствует туалет и раковины для мытья рук посетителей;

- оборудование и моечные ванны на предприятиях общественного питания не оборудованы локальными вытяжными системами с вытяжкой в зоне максимального загрязнения;

- осветительные приборы в помещениях общественного питания не очищаются по мере загрязнения;

- объемно-планировочными решениями помещений нарушена последовательность (поточность) технологических процессов, не исключены встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды;

- стены отделаны материалами, не предусматривающими возможность влажной уборки и дезинфекции;

- некачественно и несвоевременно проводится уборка производственных помещений;

- для уборки туалетов используется непромаркированный уборочный инвентарь, хранящийся совместно с другим уборочным инвентарем;

- неправильно хранятся столовые приборы;

- не проводится косметический ремонт и покраска по мере необходимости;

- организация не обеспечена достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения;

- разделочный инвентарь (разделочные ножи и доски) не имеет специальную маркировку;

- для мытья кухонной столовой посуды используется губчатый материал, качественная обработка которого не возможна;

- в моечном отделении отсутствует инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств;

- нарушаются условия хранения продуктов по видам продукции;

- осуществляется хранение субпродуктов, птицы мороженой, охлажденной, а также рыбы мороженой (филе рыбного) не в таре поставщика;

- отсутствует контроль за фритюрными жирами;

- нарушена последовательность обработки яиц;

- в установленном порядке не проводится бракераж (оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий);

- личные вещи, верхняя одежда персонала хранятся в рабочей зоне;

- не проводится производственный контроль.

 

При проверках предприятий торговли и общественного питания, реализующих алкогольную продукцию, были установлены следующие нарушения требований Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»:

- отсутствие лицензии на право продажи алкогольной продукции;

- несоблюдение временных и пространственных (вблизи образовательных учреждений, на автозаправочных станциях) ограничений реализации алкогольной продукции;

- нарушение температурного режима хранения алкогольной продукции;

- реализация пива в нестационарных павильонах, на остановках общественного транспорта, рядом с детскими учреждениями;

- оборот алкогольной продукции без установленных сопроводительных документов;

- предоставление недостоверных сведений о ценах на алкогольную продукцию на ценниках и в прейскурантах;

- реализация продукции с истекшим сроком годности;

- продажа алкогольной продукции дистанционным способом (через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет») в нарушение пункта 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 №612.

Для недопущения нарушений при реализации алкогольной продукции необходимо в соответствии со ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" исключить розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах; без сопроводительных документов, без информации, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки, с истекшим сроком годности.

 

При проверках реализации табачных изделий выявлены нарушения требований Федерального закона от 23.02.2013г. №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»: 

- продажа табачных изделий в торговых предприятиях, расположенных в 100м зоне ограничения от территории, прилегающей к образовательным учреждениям;

- отсутствие прейскуранта цен на реализуемые табачные изделия;

- занижение минимальной розничной цены;

- курение на территории детской площадки дошкольного образовательного учреждения;

- нарушение требований к порядку размещения знака о запрете курения для обозначения производственных зданий и объектов, где курение табака запрещено.

 

В ходе контрольно-надзорных мероприятий за соблюдением требований технических регламентов основными типичными нарушениями были следующие:

- при осуществлении процессов производства пищевой продукции производителями не разрабатываются, не внедряются и не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП;

- допускается изготовление продукции, не отвечающей требованиям по показателям идентификации, физико-химическим показателям;

- не осуществляется контроль за безопасностью изготавливаемой продукции;

- изготовителями не определяются: перечень опасных факторов, которые могут привести в процессе производства (изготовления) к выпуску в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям; перечень критических контрольных точек процесса производства; не ведется и не хранится документация о выполнении мероприятий по обеспечению безопасности пищевой продукции;

- допускается прием пищи непосредственно в производственных помещениях;

- у работников, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией, не пройдены обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры;

- допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных пищевых продуктов вместе с доброкачественными;

- осуществляется хранение пищевых продуктов в складских помещениях, подсобных помещениях без стеллажей, поддонов или подтоварников;

- подготовка, взвешивание и упаковка сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов производится на одном оборудовании;

- допускается продажа продукции в отсутствие документов, подтверждающих ее качество;

- не обеспечивается безопасность пищевой продукции в процессе ее производства, в том числе по показателям безопасности пищевой продукции (микробиологические, санитарно-химические показатели);

- в процессе производства продукции не соблюдаются условия хранения и сроки годности продукции и сырья;

- допускается реализация продукции с нарушением целостности упаковки и в загрязненной таре, без этикеток, загнивших, испорченных, с нарушением целостности кожуры овощей и фруктов; не имеющей установленных сроков годности, а также с истекшими сроками годности;

- отсутствуют необходимые условия для соблюдения температурных и влажностных условий хранения продукции;

- изготовитель, которому стало известно по средствам сети интернет о несоответствии выпущенной им в обращение продукции требованиям технических регламентов к продукции, не выполнил обязанности по информированию органа, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в соответствии с законодательством Российской Федерации, о несоответствии такой продукции указанным требованиям;

- реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, осуществляется без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

При проверках поставщиков пищевых продуктов в социальные учреждения (детские дошкольные, школы, больницы, учреждения социальной защиты) выявлены нарушения требований санитарного законодательства и законодательства в области технического регулирования:

  • продукция не отвечала требованиям. Результаты лабораторных исследований подтвердили факты поставок фальсифицированной молочной продукции, в которой молочные жиры были заменены жирами растительного происхождения. Также зафиксированы единичные случаи несоответствия продуктов микробиологическим показателям;
  • нарушения по ведению документов и наличию сопроводительных документов;
  • нарушения требований, предъявляемых к маркировке;
  • нарушения требований, предъявляемых к срокам годности и реализации пищевых продуктов;
  • нарушения условий хранения и транспортировки пищевых продуктов.

По результатам проведенных проверок в отношении хозяйствующих субъектов, допустивших административные правонарушения в области технического регулирования, применены меры административного воздействия в соответствии с КоАП Российской Федерации, вынесено постановлений на сумму 901,0 тыс.рублей.

В рамках Федерального закона от 27.12.2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» выдано 94 предписания об устранении нарушений требований технических регламентов и разработке программ - мероприятий по предотвращению причинения вреда.

В 2018 году в целях принятия мер по ограничению рисков, связанных с угрозой причинения вреда здоровью, предупреждению и недопущению поставок фальсифицированной молочной продукции в социальные учреждения, Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области подан иск в защиту интересов неопределенного круга лиц. Рыбновский районный суд Рязанской области признал противоправными действия индивидуального предпринимателя в отношении неопределенного круга потребителей в части поставок в розничную торговую сеть и социально-значимые учреждения Рязанской области молочной продукции, несоответствующей требованиям качества и безопасности.

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставку продуктов в социальные учреждения, необходимо организовать мероприятия, направленные на минимизацию рисков поступления продукции, без сопроводительных документов, некачественной, опасной продукции и продукции с признаками порчи.

В ходе проверок дошкольных учреждений выявлялись следующие основные нарушения СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»:

- не соответствие внутренней отделки различных помещений детского сада (нарушение целостности потолка, стен, пола, следы поражения грибком, невозможность проведения влажной уборки и дезинфекции);

- не соответствие фактического рациона питания утвержденному примерному меню по выходу блюд и объему порций;

- не соблюдение условий хранения и сроков годности продуктов;

- не соблюдение сроков смены постельного белья и полотенец;

- отсутствие контроля за температурным режимом в группах, отсутствие термометров в помещениях приемных и туалетных групп;

- отсутствие шкафов для хранения уборочного инвентаря в санитарных узлах групп;

- несоблюдение кратности и объема медосмотров персонала; 

- персонал не в полном объеме привит в рамках Национального календаря прививок.

За выявленные нарушения санитарного законодательства в дошкольных организациях в отношении ответственных лиц возбуждено 409 административных дел по ст. 6.3., 6.4., 6.5., 6.7.ч.1, 6.25. ч.1 КоАП РФ, в том числе 73 дела в отношении юридических лиц. Вынесено 395 постановлений о наложении штрафных санкций на общую сумму 1 620,5 тыс. руб.

За невыполнение в установленные сроки предписаний должностного лица возбуждено 8 административных дел по ч.1 ст. 19.5. КоАП РФ. По двум делам в связи с устранением события правонарушения на основании ст. 24.5. ч.4 КоАП РФ производство было прекращено до передачи дела на рассмотрение и вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

По пяти административным делам, направленным в суды, принято решение о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 41 тыс.руб.

Специалистами Управления подготовлены и направлены для рассмотрения в суды восемь исковых заявлений о присуждении к исполнению обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, исковые требования судами удовлетворены.

В ходе проверок общеобразовательных организаций отмечались следующие наиболее типичные нарушения СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»:

- не соответствие внутренней отделки помещений школ (нарушение целостности стен, потолка и пола, протекание кровли, невозможность проведения влажной уборки и дезинфекции), не проведение своевременного ремонта помещений;

- несоблюдение режима проветривания учебных помещений, в т.ч. в период сезонного подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ и рекреаций;

- отсутствие специализированной подсветки классных досок (софиты);

- составление расписания уроков без учета дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов;

- не соответствие учебной мебели ростовым показателям учащихся;

- несоблюдение санитарно – эпидемиологического режима, нарушения при ведении документации на пищеблоке, правил мытья посуды, маркировки разделочного инвентаря, использование посуды со сколами, трещинами;

- совместное хранение уборочного инвентаря для туалетов с другим уборочным инвентарем;

- нарушение требований к кратности и объему медосмотров персонала общеобразовательных организаций, его гигиеническому обучению и аттестации;

- неполная привитость персонала в соответствии с Национальным календарем прививок (против дифтерии, столбняка, вирусного гепатита В).

Управлением вынесено 384 постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа на общую сумму 1252,5 тыс. руб., в суды направлено 11 дел о привлечении к административной ответственности должностных и юридических лиц. За невыполнение предписаний возбуждено 14 дел об административном правонарушении по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ. Из них по 7 делам судами вынесены административные наказания. По 7 административным делам Управлением направлены исковые заявления об устранении нарушений санитарного законодательства.

Так как собственниками имущества  образовательных учреждений   являются «администрации муниципального образования», в целях обеспечения образовательной деятельности  «администрации муниципального образования» закрепляют на праве оперативного управления объекты права собственника.

Финансовое обеспечение деятельности образовательных учреждений осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, муниципальными правовыми актами за счет выделения субсидий на выполнение муниципального задания.

В связи с вышеизложенным, Управлением так же ответчиками по исковым заявлениям привлекаются и  «администрации муниципальных образований» для исполнения требований по устранению нарушений санитарного законодательства, а именно по финансированию (выделение денежных средств).

 

Особое внимание уделялось контролю за отдыхом и оздоровлением детей.

В оздоровительных организациях удалось обеспечить стабильную санитарно – эпидемиологическую обстановку, выполнение норм питания детей.

Вместе с тем, при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора выявлялись нарушения СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»; СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков»; СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев»; СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».

Наиболее типичными нарушениями установленных требований являлись:

  • несоответствие внутренней отделки различных помещений гигиеническим требованиям, нарушение правил режима уборки и обработки, содержания и оборудования помещений,
  • некачественная уборка территории учреждения;
  • несоблюдение правил товарного соседства при хранении продуктов; 
  • отсутствие маркировки на рабочем инвентаре, использование инвентаря не в соответствии с маркировкой;
  • нарушение ведения медико-санитарной документации на пищеблоке;
  • неудовлетворительные результаты лабораторного контроля проб готовых блюд, дезинфицирующих средств;
  • не проведение в полном объеме профилактических, противоэпидемических мероприятий.

За выявленные нарушения в отношении ответственных лиц возбуждено 259 административных дел по ст. 6.4., 6.6, 6.7.ч.1, 6.3, 14.43 ч.1, 14.43 ч.2 КоАП РФ, в том числе 5 - на юридических лиц. Рассмотрено 259 административных дел с наложением штрафных санкций на сумму 1 332,5 тыс. руб., в том числе за выявленные нарушения в организации питания детей в 70 ЛОУ в отношении ответственных лиц возбуждено и рассмотрено 73 административных дела по ст. 6.6, 6.7.ч.1, 14.43 ч.1, 14.43 ч.2 КоАП РФ с наложением штрафных санкций на сумму 365 тыс.руб.

 

Для недопущения вышеуказанных нарушений необходимо обеспечить безусловное соблюдение требований санитарного законодательства.

 

В ходе проверок поставщиков продуктов питания в летние оздоровительные учреждения были выявлены нарушения законодательства в области технического регулирования и санитарного законодательства Российской Федерации:

- транспортные средства не подвергаются регулярной очистке, мойке, дезинфекции с периодичностью, необходимой для того, чтобы грузовые отделения транспортных средств и контейнеры не могли являться источником загрязнения продукции;

- отсутствие необходимой информации о товаре, предусмотренной законодательством Российской Федерации, на потребительской упаковке; 

- нарушение товарного соседства при хранении продукции;

- отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность мясных продуктов.

За выявленные в ходе проверок нарушения составлено 48 протоколов об административном правонарушении по ст. 6.3, 6.4, 6.6, 10.8 ч. 1, 14.4 ч.1, ч. 1 ст. 14.8, 14.43 ч.1, 2, 14.46 ч.1  КоАП Российской Федерации, из них 27 на юридических лиц за нарушения требований технических регламентов Таможенного союза.  Вынесено  постановлений на общую сумму 436 тыс. рублей.

Снято с реализации 47 кг продовольственного сырья и пищевой продукции по причине нарушений условий транспортировки и отсутствия маркировки на пищевой продукции.

 

При проверках хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области услуг по перевозке организованных групп детей, выявлялись нарушения требований СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно своевременно не осуществлялся лабораторный контроль за факторами внешней среды рабочих мест водителей (гигиенические показатели шума, вибрации, воздуха рабочей зоны).

За выявленные в ходе проверок нарушения составлено 4 протокола об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП Российской Федерации, из них 1 на юридическое лицо.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в медицинских организациях специалисты Управления Роспотребнадзора по Рязанской области выявляют нарушения требований СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Более 30% выявленных нарушений в лечебно-профилактических организациях приходится на нарушения, связанные с проведением дезинфекционно-стерилизационных мероприятий, текущих и генеральных уборок, с обработкой эндоскопической аппаратуры, с нарушениями при использовании медперсоналом резиновых перчаток, с проведением недостаточного производственного контроля, включая контроль качества обработки медицинского инструментария и оборудования. Сохраняется высокий уровень нарушений в кабинетах стоматологического профиля (до 22,3% от общего числа). К подразделениям риска относятся: реанимационные отделения, эндоскопические кабинеты, кабинеты массового забора периферической крови (из пальца). 

Отдельные медицинские организации недостаточно оснащены необходимым медицинским стерилизующим оборудованием, стерильными одноразовыми расходными материалами. 

Наиболее частые нарушения, выявляемые при проверках в лечебно-профилактических организациях:

- продолжает сохраняться недостаточный охват детей туберкулинодиагностикой;

- нарушаются регламентированные сроки проведения ФЛГ обследования сотрудников медицинских организаций;

- нарушается порядок учета приписного населения в поликлиниках и порядок планирования профилактических прививок, предусмотренных Национальным календарем;

- в детских отделениях стационаров не применяется разобщение детей, привитых живой оральной полиомиелитной вакциной, от не привитых против полиомиелита;

- не в полном объеме проводятся исследования клещей при обращениях укушенных за медицинской помощью;

- нарушается порядок проведения текущих и генеральных уборок, профилактических дезинфекционных мероприятий;

- не в полном объеме выполняются лабораторно-инструментальные исследования, предусмотренные программой производственного контроля.

По фактам выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований было составлено 411 протоколов, наложено  штрафов на общую сумму 537,0 тыс. рублей. В отчетном году возросла доля административных наказаний в медицинских организациях на юридических лиц с 12,6% от общего числа вынесенных постановлений в 2017г. до 15,8% в 2018г.

При проверках платных медицинских услуг выявляются типичные нарушения Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012г. №1006:

- не доводятся исполнителем до сведения потребителя в наглядной и доступной форме правила предоставления услуг;

- при заключении договора потребителю не предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 

- исполнитель не предоставляет посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" необходимую и достоверную информацию об исполнителе услуг и оказываемых услугах. На информационных стендах (стойках) медицинской организации не представлена информация, содержащая сведения об исполнителе услуг и оказываемых услугах;

- до заключения договора исполнитель в письменной форме не уведомляет потребителя о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, может снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя; 

- договора на оказание платных медицинских услуг не заключаются потребителем и исполнителем в письменной форме, либо не содержат необходимых сведений об исполнителе услуг и оказываемых услугах.

Часто в договора включаются условия, ущемляющие права потребителя, так например - такое условие: «При наличии обоснованных претензий по оплаченным услугам «Исполнитель» за счет своих средств производит повторное лечение», тогда как в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги кроме того вправе потребовать по своему выбору: соответствующего уменьшения цены оказанной услуги или возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги третьими лицами.

Или такое условие: «За нарушение срока оказания услуг Исполнитель уплачивает Заказчику пеню из расчета 0,1 % от суммы Договора за каждый день просрочки», тогда как в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" – в случае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания услуги. Необходимо отметить, что Договором об оказании услуг между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени), но не как не менее установленного законодательством.

 

При проверках объектов оказания гостиничных услуг и мест проведений массовых мероприятий выявлялись нарушения в части требований к соблюдению санитарно-эпидемиологического режима при проведении влажных уборок, применения дезинфицирующих средств без необходимых сопроводительных документов.

 

Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта: согласно п.1 при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

В ходе проверок деятельности промышленных предприятий отмечались следующие наиболее типичные нарушения СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочим инструментам», СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»:

- не проводится производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за содержанием вредных веществ в производственном помещении;

- периодические медицинские осмотры организованы без учета всех вредных и канцерогеноопасных факторов, указанных в Приказе Минздравсоцразвития от 12.04.2011г. №302-н;

- не соответствуют требуемым нормативам показатели искусственного освещения на рабочих местах;

- не используются средства индивидуальной защиты органов слуха при превышении уровней шума на рабочих местах.

 

В 2018 году выдано 402 санитарно-эпидемиологических заключения по проектам санитарно-защитных зон и зон ограничения застройки различных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), отклонено от согласования на размещение 30 ПРТО, проведена оценка 275 вновь построенных или реконструированных базовых станций сотовой связи, из которых 24 (8,7%) не соответствовали санитарно-эпидемиологическим требованиям.

 

В ходе проверок эксплуатации передающих радиотехнических объектов выявлялись нарушения СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов», СанПин 2.1.8/2.2.4.1190-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи», СанПин 2.1.8/2.2.4.2302-07 «Изменения №1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов. СанПин 2.1.8/2.2.4.1383-03»:

 

  • территории (участки крыш), на которых уровень электромагнитных полей (ЭМП) превышает предельно допустимый уровень (ПДУ) для населения и на которые возможен доступ лиц, не связанных непосредственно с обслуживанием передающих радиотехнических объектов, не ограждены и (или) не обозначены предупредительными знаками;
  • не осуществляется производственный контроль за соблюдением санитарных правил при эксплуатации передающих радиотехнических объектов;
  • не направляется информация в Управление Роспотребнадзора по Рязанской области об уменьшении мощности излучения, демонтаже и окончательном выводе из работы передатчиков и антенн;
  • не проводится инструментальный контроль уровней электромагнитных полей при изменении ситуационного плана на территории, прилегающей к передающим радиотехническим объектам;
  • владельцы (или уполномоченные лица) ПРТО, зданий, территорий и сооружений, где расположены передающие радиотехнические объекты, не проходят обучение по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологических требований электромагнитной безопасности работающих и населения.

 

Типовыми нарушениями обязательных требований, выявленными при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в сфере оказания услуг являются:

  • непредставление полной и достоверной информации об оказываемой услуге, исполнителе, в том числе в местах оказания услуг, на вывеске организации, на сайте организации (например, противоречие информации в местах оказания услуг и на сайте);
  • включение в договор условий, ущемляющих права потребителей;
  • оказание услуг с нарушением правил оказания услуг, в том числе - отсутствие правил оказания услуг на объекте, отсутствие необходимых реквизитов, предусмотренных Правилами оказания услуг, в договорах, счетах (квитанциях, актах).

Наиболее проблемными на потребительском рынке услуг являются вопросы :

1. Финансовые услуги: навязывание дополнительных услуг при кредитовании (пакеты банковских услуг, комиссии, страховки и пр.), что является нарушением ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

2. Туристские услуги:

1) включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, например:

  • одностороннее изменение исполнителем условий договора о категории отеля, экскурсионной программы, стоимости услуг;
  • ограничение ответственности туроператора и турагента;
  • установление в договоре ограничения ответственности исполнителя услуг за исход лечения (качества оказанной услуги);

2) непредставление необходимой информации при заключении договора (например, о размере финансового обеспечения, о договоре страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, об организации, предоставившей финансовое обеспечение; о порядке и сроках предъявления туристом претензий к туроператору, требований о выплате страхового возмещения).

3. Транспортные услуги:

  • нарушение требований пункта 21 Правил перевозок, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. №112 (перевозчик не предоставляет пассажиру право на бесплатное пользование туалетами, размещенными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции);
  • нарушение части 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (при покупке проездного билета в кассах автовокзала без согласия пассажиров включают дополнительную плату за страховку).

4. Платные медицинские услуги (рассмотрены выше).

5. Платные образовательные услуги:

  • отсутствие лицензии;
  • в договоре отсутствует или в не полном объеме доводится до сведения потребителей
    информация о представляемых услугах (например, о форме документа, выдаваемого по окончании обучения, перечне образовательных услуг, порядке их оплаты).
  • в договор включаются ущемляющие права потребителя условия - например, устанавливающие право исполнителя увеличивать стоимость образовательных услуг без ограничения по размеру и основанию, состав предоставляемых услуг, устанавливать штрафы за непосещение ребенком образовательного учреждения и пр.

 

При продаже товаров дистанционным способом и по образцам допускались следующие типичные нарушения:

- несоблюдение пунктов 8, 9 и 32 Правил продажи товаров дистанционным способом: продавец не предоставляет информацию о полном фирменном наименовании продавца, в момент доставки товара покупателю не предоставляются сведения о товаре, о порядке и сроках возврата товара потребителем;

- в нарушение пункта 6 Правил продажи товаров по образцам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. №918, продавцы не доводят до сведения покупателя информацию о своей организации и режиме ее работы, вопреки требованию пункта 7 Правил при демонстрации образцов-товаров в месте продажи товаров, не предоставляют полную и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, в нарушение пункта 12 данного нормативного правового акта данные правила в наглядной и доступной форме не доводятся продавцом до сведения покупателей;

- нарушения статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» №2300-1, пункта 11 Правил продажи отдельных видов товаров, п.8 Правил продажи товаров дистанционным способом, в части размещения на сайте в сети «Интернет» продукции по цене иной, чем предложено при покупке.

 

При осуществлении надзора за производством и реализацией продукции легкой промышленности, в том числе детского ассортимента, отмечались нарушения требований к маркировке продукции легкой промышленности, предназначенной для взрослых и детей, установленных техническими регламентами Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».

Наиболее типичными нарушениями по маркировке продукции являлись:

- недостаточный объём информации, представленной на картонных и вшивных ярлыках, прикреплённых к изделиям. 

В маркировке продукции лёгкой промышленности, предназначенной для взрослых, отсутствовала следующая обязательная информация: «юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дата изготовления; номер партии продукции (при необходимости)» (п.1 ст.9 ТР ТС 017/2011). Также отсутствовала дополнительная информация: «модель; инструкция по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости)» (п.2 ст.9 ТР ТС 017/2011).

На маркировке одежды для взрослых из натурального меха отсутствовала  обязательная информация, предусмотренная  ТР ТС 017/2011 ст. 9: «наименование продукции; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; состав сырья; единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза; дата изготовления; вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный).

В маркировке продукции лёгкой промышленности, предназначенной для детей и подростков, отсутствовала следующая информация: «наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортёра, дистрибьютера; единый знак обращения на рынке; дата изготовления» (п.2 ст.9 ТР ТС 007/2011). Также в информации о размере детской одежды не были учтены требования п.8 ст.9 ТР ТС 007/2011, а именно: «Маркировка одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий в дополнение к обязательным требованиям должна иметь информацию с указанием: размера изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции».

Имеющаяся информация по маркировке продукции представлена на иностранном языке (п.3 ст.9 ТР ТС 007/2011, п.3 ст.9 ТР ТС 017/2011).

При осуществлении надзора за реализацией изделий из натурального меха отмечались:

  1. Нарушения при маркировкемеховой одежды контрольными (идентификационными) знаками.

В нарушение п.14 раздела IV Правил реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2016г. № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016г. № 235»  в реализации находились изделия из натурального меха без обязательной маркировки товара контрольным (идентификационным) знаком, а также участниками оборота данного вида продукции  после получения контрольных (идентификационных) знаков от эмитента производилась маркировка товаров без представления сведений  либо без достоверных сведений в информационный ресурс маркировки до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте реализации (продажи).

В соответствии с п.4 раздела I Правил товары, достоверные сведения о которых (в том числе сведения об обороте товаров) не переданы в информационный ресурс маркировки, считаются немаркированными (товарами без маркировки).

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации запрещается приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа изделий из натурального меха без контрольных знаков.

  1. Нарушения прав потребителя на безопасность товаров.

Одежда меховая находилась в реализации без информации о подтверждении ее соответствия требованиям технического регламента Таможенного союзаТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». При реализации продукции отсутствовали декларации о соответствии,в сопроводительной документациитакже отсутствовали сведенияо данных декларациях (п.4 ст.7 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

За выявленные нарушения составлено 135 протоколов об административном правонарушении, в том числе по товарам детского ассортимента – 18. Вынесено постановлений на сумму 866 тыс. рублей, в том числе по товарам детского ассортимента на сумму 130 тыс. рублей. Направлено в судебные органы 16 дел.

В отношении индивидуальных предпринимателей, относящихся к малому бизнесу, в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ применялась мера административного воздействия в виде предупреждения. Вынесено предупреждений – 52.

 

Рекомендации по недопущению нарушений

обязательных требований законодательства

 

В целях недопущения нарушений обязательных требований санитарного законодательства, законодательства в области защиты прав потребителей, законодательства о техническом регулировании Российской Федерации Управление Роспотребнадзора по Рязанской области рекомендует юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям: 

  • Организовать систематическое изучение требований санитарного законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей, законодательства о техническом регулировании Российской Федерации в соответствии с осуществляемым видом деятельности.
  • Организовать эффективный производственный контроль соблюдения обязательных требований; при выявлении нарушений проводить дополнительную подготовку (инструктаж, аттестацию) персонала на знание требований нормативных документов.
  • Обеспечить соответствие производственных объектов, используемых при осуществлении деятельности, предъявляемым требованиям, в том числе по площади, набору помещений и их содержанию, оборудованию.

Разъяснения новых требований нормативных правовых актов

 

Внесены изменения в законодательство:

 

  • С 15 июля 2018 года вступили в силу изменения в техническом регламенте Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».

В новой редакции регламента вводится новый термин – «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира», под которым понимается продукт переработки молока, произведенный с замещением молочного жира в количестве не более 50%.

Изменились требования к маркировке:

  1. наименование продукции, изготовленной с использованием заменителей молочного жира, теперь должно начинаться со слов «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира»;
  2. на потребительской упаковке информация о наличии в молокосодержащем продукте с заменителем молочного жира растительных масел указывается следующим образом: «Содержит растительные масла». Указанная информация должна наноситься легко читаемым шрифтом на поверхность упаковки, обращенной к потребителю.

Документы об оценке соответствия продукции, в отношении которой внесены изменения, выданные или принятые до вступления в силу вышеуказанных изменений, действительны до окончания срока их действия.

Производство и выпуск в обращение продукции при наличии документов об оценке соответствия допускается в течение 180 календарных дней с даты вступления в силу изменений. Обращение продукции в период действия таких документов допускается в течение срока годности.

За несоблюдение требований технических регламентов, в том числе вышеуказанных изменений, предусмотрена административная ответственность по статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 100 до 300 тысяч рублей, при повторном нарушении - до 1 миллиона рублей.

 

  • С 30 июля 2018 года вступил в силу Федеральный закон №208-ФЗ от 19.07.2018г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда».

Федеральным законом, в частности, внесены изменения в статью 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а именно, дополнены пунктом 1.1 следующего содержания:

при осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.

  • С 20 августа 2018 года Приказом Минфина России от 18.06.2018 года № 136н «О внесении изменений в приложение к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 года №58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» увеличены минимальные цены на алкогольную продукцию.

За занижение регулируемых государством цен на продукцию, товары, работы, услуги предусмотрена административная ответственность в соответствии ч. 2 ст. 14.6 КоАП Российской Федерации виде штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей, на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц - ста тысяч рублей.

 

  • 14 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон №281 –ФЗ «О ратификации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года № 791-р утверждена модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. В числе базовых принципов такой системы – регистрация всех этапов оборота товаров (от производства или ввоза в Россию до расчета за товар с применением контрольно-кассовой техники или иного вывода товара из оборота) в информационной системе маркировки товаров, а также ответственность для всех участников оборота товара за своевременность передачи информации о товаре и этапах его оборота в информационную систему и за достоверность указанной информации. 

 

Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018г. № 792-р, который вступил в силу 1 января 2019 года. 

На основании указанного распоряжения с 1 марта 2019 года маркировка средствами идентификации станет обязательной для табачной продукции, с 1 июля 2019г. - для обуви. Начиная с 1 декабря 2019г., будут маркироваться следующие товары: 

  • духи и туалетная вода; 
  • шины и покрышки пневматические резиновые новые; 
  • предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленную из натуральной или композиционной кожи; 
  • блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания женские или для девочек; 
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков (женские или для девочек); 
  • белье постельное, столовое, туалетное, кухонное; 
  • фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки. 

С 2016 года в Российской Федерации действует проект по маркировке изделий из натурального меха контрольными (идентификационными) знаками. 

  • с 29 августа 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации №1023 внесены изменения в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», в частности, в форму уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности (приложение №2 к указанным Правилам).

Постановление вступило в силу с 1 сентября 2018 года.

  •  23 ноября 2018 года вступил в силу Федеральный закон №407-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», изменения в который подготовлены Роспотребнадзором.

Утвержденные изменения направлены на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и предполагают усиление административной ответственности для физических и юридических лиц, нарушающих режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения. 

Федеральным законом устанавливается дифференциация административной ответственности в зависимости от того, на территории какого пояса зоны санитарной охраны, выявлено нарушение режима хозяйственной деятельности. 

Так как уровень санитарной охраны и проводимых мероприятий отличается для различных поясов зоны санитарной охраны, то и административная ответственность устанавливается Федеральным законом в зависимости от степени потенциального риска, возникающего вследствие совершенного правонарушения в той или иной зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

До принятия Федерального закона в статье 8.42 КоАП РФ указанная дифференциация отсутствовала, в связи с чем, административную ответственность влекли правонарушения вне зависимости от степени их опасности.

Таким образом, Федеральный закон будет способствовать повышению качества питьевой воды для населения в рамках национального проекта в сфере экологии.

 

  • Федеральный закон от 31 декабря 2017 года №503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  1. Федеральным законом уточняются понятия сбора отходов, накопления отходов, отходов от использования товаров. Также предусматривается, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2019 года № 50 в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, внесены изменения, согласно которым эти Правила дополняются новым пунктом 331 следующего содержания: «В торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира»».

Данное нововведение, которое начнет действовать с 1 июля 2019 года, призвано содействовать потребителям в выборе соответствующих товаров за счет дополнительной визуализации раздельного размещения молочной продукции в зависимости от её видов и компонентного состава, при котором те виды молочной продукции, которые соответствуют определениям «молочный продукт», «молочный составной продукт» и «молокосодержащий продукт», приведенным в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), будут сгруппированы таким образом, чтобы их локальное размещение исключало смешивание, прежде всего, с теми видами молочной продукции, которые относятся к «молокосодержащему продукту с заменителем молочного жира», определение и виды которого также указаны в ТР ТС 033/2013.

  • Приказом Роспотребнадзора от 16.11.2018 года № 950 внесены изменения в приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007г. № 224 «О санитарно – эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», которые вступили в силу с 5 января 2019 года.

Приказом установлен срок проведения санитарно – эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны не более 30 календарных дней. Выдача санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны осуществляется в срок, не превышающий 15 рабочих дней.

Также приказом определен срок действия санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие условий выполнения работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии на 5 лет.

  • В связи с вступлением в силу статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 27.12.2018) согласно п. 1 статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, за исключением плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности».

Поскольку федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, входит в перечень видов контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806), проверки субъектов малого предпринимательства, которым присвоена категория риска, не подлежат исключению из плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Роспотребнадзора по Рязанской области на 2019 год.

  • 8 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2018 года №560-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части установления запрета на производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции». Федеральным законом от 27.12.2018 года №560-ФЗ введено понятие «порошкообразная спиртосодержащая продукция», а также запрет производства и (или) оборота такой продукции.
  • С 1 января 2019 года вступил в силу новый технический регламент ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017).

Технический регламент «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» содержит обязательные для применения требования безопасности упакованной питьевой воды, требования к процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке данной продукции.

Действие документа распространяется на следующую упакованную питьевую воду, относящуюся к пищевой продукции:

  • природная минеральная вода (лечебная, столовая, лечебно-столовая),
  • природная питьевая вода,
  • купажированная питьевая вода,
  • обработанная питьевая вода,
  • питьевая вода для детского питания,
  • искусственно минерализованная вода.

С 1 января 2019 года на питьевую воду в упаковке требуется оформление деклараций о соответствии по ТР ЕАЭС 044/2017, а на лечебно-столовую, лечебную природную минеральную воду и питьевую воду для детского питания необходимо получать свидетельство о государственной регистрации.

Согласно принятым переходным положениям для техрегламента ТР ЕАЭС 044/2017, компании смогут производить и реализовывать упакованную питьевую воду, имеющую уже оформленные документы об оценке соответствия, до 1 июля 2020 года.

Продукция, попадающая под действие нового технического регламента, для которой ранее не требовалось обязательное подтверждение соответствия с получением разрешительных документов, может выпускаться и обращаться на рынке только до 1 июля 2019 года.

- С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», расширяющий сферу правового регулирования отношений с участием потребителей за счет её распространения на деятельность тех хозяйствующих субъектов, которые получили законодательное определение «владелец агрегатора информации о товарах (услугах) (владелец агрегатора)».

Закон направлен на защиту прав и интересов потребителей в их правоотношениях с теми профессиональными участниками потребительского рынка, которые, сформировали по сути новую нишу в сегменте электронной торговли (в виде интернет-платформ, агрегирующих информацию о товарах и услугах с целью их поиска, выбора, сравнения и приобретения). До принятия указанного закона какой-либо специальной ответственности перед потребителями в рамках законодательства о защите прав потребителей фактически не существовало.

Закон ввел понятие "владелец агрегатора информации о товарах (услугах)", а также установил обязанность владельцев подобных сервисов предоставлять на своих сайтах потребителям информацию о себе и продавце (исполнителе), а также обо всех произошедших в такой информации изменениях. Продавцы, в свою очередь, теперь обязаны сообщать потребителю и агрегатору достоверную информацию о себе и также размещать ее на своих сайтах.

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2018 года № 1398 утверждены «Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)». Данные правила определяют требования к проведению мероприятия по контролю, в ходе которого Роспотребнадзором будут осуществляться действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Контрольная закупка продукции и товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в области защиты прав потребителей, теперь может быть проведена Роспотребнадзором незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации также определено, что контрольная закупка проводится теми же способами, которые применяются потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу товаров (работ и услуг), в том числе при совершении покупок через «Интернет» (дистанционная контрольная закупка).

По результатам контрольной закупки Роспотребнадзором может быть организована и проведена внеплановая проверка, в случае выявления нарушений обязательных требований будут приняты меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

В соответствии с законодательством о государственном контроле (надзоре) проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

Так, положениями о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре и о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года № 476 и от 2 мая 2012 года № 412, которые приняты в развитие Федерального закона от 18 апреля 2018 года № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», соответствующими полномочиями наделены должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.